Коммуникация – процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми. Это механизм, благодаря которому существуют и развиваются отношения между людьми.
Латинское слово «communicatio» принадлежит к обширному семейству слов с корнем «munis». Одно из ключевых слов этого семейства – «communis», означающее «общий, всеобщий». От него происходит «communio» – общность, соучастие. По мере исторического развития содержания, вкладываемого в понятие «коммуникация», первоначальная его трактовка как простое воздействие одних людей на других в процессе передачи информации уступила место осознанию этого явления как взаимодействия.
Только на сайтах Диметрия. Теперь на сайте http://impulsarizm.narod2.ru/ появился новый крупнейший раздел в области социальной философии. Точнее он уже существует давно. Но мы обновили Самые последние исследования и разработки по коммуникативистике; темы (топики) по социальной коммуникации на английском языке с переводом; известные авторы, современные статьи и ссылки; а главное – крупнейшая библиотека по социальной коммуникации. Дополнительная литература располагается на портале «Научение – все для науки и учения». В разделе представлены работы профессора, библиографа В.А. Соколова, – крупнейшего ученого, который внес огромный вклад в теорию коммуникации. Раздел составлен Д. Богдановым, современным исследователем предмета социальной коммуникации. Исторические вехи становления теории коммуникации.
Теоретические модели коммуникации: психоаналитическая (З.Фрейд, К.Юнг), экзистенциалистская (М.Бубер, К.Ясперс), понимающая (М.Вебер), футурологическая (А.Тоффлер). Цели и функции коммуникации. Термин "коммуникация” появился в научной литературе в начале ХХ в. и имеет три значения: 1) средства связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение, передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация); 3) общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация). Существуют различные теоретические модели социальной коммуникации. В рамках психоаналитической модели, основанной на теоретических учениях З.Фрейда и К.Юнга, коммуникация понимается как вытеснение индивидом своих бессознательных влечений. Экзистенциалистская модель рассматривает коммуникацию как "заброшенность в мир”. Такое понимание коммуникации объясняется развитием в ХХ в. такой системы нравов, как индивидуализм. Отношения, складывающиеся в условиях индивидуализма, организуют жизнь человека на принципах изоляции и самоизлоляции, что порождает такое явление культуры как некоммуникабельность. Некоммуникабельность есть распад всех социальных связей, крайняя форма взаимного отчуждения. В результате у индивидов возникает чувство одиночества, ощущение бессмысленности кратковременного и никому не нужного существования человека в мире. Такую ситуацию философы назвали "кризисом коммуникации”. В контексте бихевиоризма (науки о поведении) основой коммуникации является не язык как системе, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада. Такое же понимание коммуникации мы видим и в семантической модели Ю.Лотмана и У.Эко. В игровой модели коммуникации, основными представителями которой можно назвать Э.Берна и Й.Хейзинга, коммуникация есть игра. Персонализм рассматривает коммуникацию как внутреннюю метафизическую способность личности открывать в себе чувства Другого (отношения Я – Другой). В понимающей модели коммуникации, основными представителями которой являются М.Вебер, Г.-Г.Гадамер, Г.Шпет, основным результатом коммуникации является понимание человеком другого человека, так называемое взаимное понимание. Футурологический подход к коммуникации наиболее ярко представляет теория информационного общества (Д.Белл, А.Тоффлер, Г.Маклюэн). В данной теории средства коммуникации рассматриваются в качестве единственного стимула и источника социального развития. Информация здесь выступает основой культуры и всех культурных ценностей. Таким образом, движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве понимаются как социальная коммуникация. Примерами такой коммуникации могут выступать и дружеская беседа, и школьный урок, и театральное представление, и деловое общение, и телепередача, и компьютерный поиск информации. Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах: 1) общение – диалог равноправных партнеров; 2) управление – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации; 3) подражание – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения. Различают два вида коммуникации: синхроническую и диахроническую. Синхроническая (горизонтальная) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация необходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени. В диахронической (вертикальной) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.
Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информации может осуществляться в трех коммуникативных формах: 1) монологической, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации; 2) диалогической, в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений; 3) полилогической – организации многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией. Если целями общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то целями коммуникации являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями. В зависимости от целей сообщения в научной литературе выделяют пять моделей коммуникации: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная. Для каждой из этих моделей характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства. Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие функции: информационно-коммуникативную (процесс обмена информацией); интерактивную (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения); гносеологическую (познавательную); аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями); нормативную (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании); социально-практическую (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками). Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
Социальная коммуникация – область науки, разделы которой в настоящий момент являются самыми востребованными и актуальными в изучении и исследованиях человека и общества, их деятельности и взаимодействия. Понятия средства социальной коммуникации и Средства социальной коммуникации – схожи, однако не равнозначны, так как ССК шире по своей направленности и сфере исследований. СМК уже по своей терминологии дает понять, что предметом ее изучения в первую очередь являются общественные отношения в своем массовом коллективном состоянии, воздействия на массовое сознание и их взаимодействия. СМК включает в себя понятие СМИ. ССК – это отношения в области коммуникации в процессе социализации между любой социальной группой и личностью.
Форум по коммуникативистике. Филибры
Уважаемые посетители. Приглашаем вас на новый сайт ресурса Диметрий http://nauchenie.narod2.ru/ - Научение - все для науки и учебы, где будет опубликована огромнейшая лучшая и эксклюзивная база научно-учебных работ в режиме интернета и в режиме doc. (Word)
Опубликуй здесь свои современные произведения малого формата без регистрации. Можете воспользоваться и другими сайтами крупнейшего течения импульсаризм, загляните в группу «Импульс» http://vkontakte.ru/club13805308
Опубликовать произведение без регистрации
Dear friends! Совсем скоро на сайте обновится страница <Релакс>. Будут добавлены инструментальные композиции для скачиваний, немного изменится дизайн. Появятся хиты с пульсирующими строками.
Также не забывайте публиковать свои произведения малых жаннров в специальной форме без регистрации. Лучшим текстом стихом по оценкам посетителей признано стихотворение Тебя немного жаль.
Внимание. Блог impulsarizm на радио7 закрыт. Блог перенесен в жж
Новости
Обновление сайта импульсаризм
1. С августа сайт официально будет работать в полном объёме и в полную силу. 2. На сайте произойдёт изменение. К…
Добавились новые сервисы
Теперь все посетители могут воспользоваться новыми сервисами: гостевая книга (без регистрации!), опросы и фор…