Меню сайта

Импульсаризм - взрыв эмоций

+ Компания Брионика - бесплатное тестирование продукции из мхов, лишайников, накипей, почвопокровных растений (композиции, деревья из цетрарии, лексредства, аромабазы и др.)
+ Компания Уникус - производство уникальных материалов для ремонта, реставрации и хенд мейда (творчества). Заказ: unikadima@ya.ru Сайт "Уникус": http://unikadima.narod2.ru/

Корригирующая продукция: корсеты, корсажи, фиксажи и пр. (в группе ВК - кликай на картинку). Корректор осанки - 110 руб., гелевые стельки - 250 руб., подпяточники - 130 руб.,
бандажи и суппорты от 35 руб. за пару.

Галерея-магазин уникальных товаров и сам магазин.
http://dimetriy.jimdo.com/ (магазин-галерея) и сам магазин "Уникус" -
 
unikus.sellse.ru
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
  • Уникус – разработки и материалы
  • Научение – для науки и учения
  • Официальный блог
  • VK-Клуб Импульсаризм
  • Форум всех ресурсов
  • VIP-Форум Морс
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Воскресенье, 25.07.2021, 06:33ГлавнаяРегистрацияВход

    Импульсаризм / Impulsarizm

    Приветствую Вас Гость | RSS

    Диметрическая коррекция зрения

    Форум  |  Блoг

    Богданов, Д. Организационная структура и виды социально-коммуникативных сетей / Д. Богданов // Вестник ВГАВТ. – Изд-во ВГАВТ. – № 38. – 2014. – 212 с. (С. 61–68)

    УДК 316.776.32

    Д.В. Богданов

    Кандидат философских наук

    Организационная структура и виды социально-коммуникативных сетей

    Статья посвящена исследованию вопроса о разграничении структур коммуникативных сетей в современном обществе. Выделяются основные компоненты социально-коммуникативной сети: субъекты, объект, средства. Показывается влияние современной системы управления на процессы коммуникации и ее результативность.

    Ключевые слова: коммуникация, социальные сети, структура, вид, общество, информация, организация.

    Определение позиции субъекта является важным в исследовании коммуникативных отношений. Так, количество субъектов коммуникации будет существенным при выборе средств коммуникации, подходящих к определенной ситуации или возможностям самих средств. Как правило, по составу коммуникантов выделяются следующие типы коммуникации: интраперсональная, межличностная, групповая, массовая. Также в теории социальной коммуникации распространено аналогичное разделение на три группы по социокоммуникативным характеристикам: микросоциальная (межличностная), мидисоциальная (групповая), макросоциальная (массовая) [1; с. 48–53].

    1. Интраперсональная (или внутриличностная) коммуникация возникает внутри индивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же на них отвечает (разговор с самим собой). В качестве обратной связи здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе.

    2. Межличностная коммуникация (участвуют, как правило, двое коммуникантов, но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, на фоне свидетелей и т.п.). При межличностной коммуникации обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны. Обратной связью является ответ каждого участника. По установившимся отношениям межличностные коммуникации можно поделить на: а) формальные или официальные (определяются политикой, правилами, должностными инструкциями и осуществляются по формальным каналам); б) канал неформальных коммуникаций (сравниваются с распространениями слухов, часто действуют оперативнее формальных, и имеют большее доверие коммуникантов).

    3. Массовая коммуникация – система взаимосвязей, позволяющая получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от их места расположения или социального статуса. Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения и, как правило, осуществляется специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).

    Границы рассмотренных выше типологий подвижны и свидетельствуют о сложном взаимодействии многоплановых факторов, определяющих типы коммуникации. Для целей моделирования социальной коммуникации обращаются обычно к опыту межличностной и массовой коммуникации, как наиболее характерным типам в плане функционального различия и специфических условий актуализации. Для внутригрупповой коммуникации присущи характеристики как межличностной, так и массовой коммуникации.

    4. Групповая коммуникация (внутри группы, между группами, между индивидом и группой) возникает при непосредственном общении небольшого числа людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. В сравнительно небольшой группе каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении. Нижним пределом группы обычно называют диаду (общение двух человек) или триаду (общение трех человек); верхний зависит от характера ее деятельности.

    Данный вид коммуникации является самым распространенным в организационной системе и деятельности социально-коммуникативной сети. Информация распространяется в группе по коммуникативным сетям, которые бывают централизованными и децентрализованными. В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию; выделяются следующие виды такой сети: а) фронтальная – участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга; б) радиальная – вся информация передается членам группы только через центральное лицо и в) иерархическая – структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы [2].

    В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети; выделяются следующие виды: а) цепочка – информация передается последовательно от одного члена группы к другому; б) круговая – здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы; в) полная – отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.

    Нельзя утверждать, что типология социальной коммуникации в целом строится на дуалистических решениях, однако, данный принцип деления наиболее приемлем, так как в большей степени позволяет рассмотреть явное отличие, контраст, а во-вторых, это дает возможность проследить развитие каждого признака на основе сопоставления. Именно сравнительная типология – изучает средства социальной коммуникации в сопоставлении друг с другом с целью установления сходств и различий между принципами их деятельности, главным методом которого является сравнение.

    С учетом временного фактора (длительности самого коммуникативного процесса) различают краткую, непродолжительную коммуникацию, и постоянную, обусловленную частым общением в профессиональных коллективах, дружеских группах и др.

    Коммуникации по способу установления и поддержания контакта подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (косвенные – дистанционные).

    По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.

    По степени организованности (или упорядоченности) коммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно, т.е. происходит случайный обмен информацией между людьми. Такие виды случайных коммуникаций усиливают степень самоорганизованности системы. Специально организованные коммуникации, как правило, продуманы и используют технические средства коммуникации.

    В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. А. Нисходящее направление устанавливается тогда, когда коммуникативный поток перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными. Б. Восходящее направление. Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах.

    При горизонтальном направлении коммуникация происходит между членами группы, имеющими равный ранг, а также между равнозначными группами. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений.

    Кроме того, А.В. Мудрик различает коммуникацию по частным социальным параметрам – демографическим признакам: «горизонтальным» – между индивидами одного поколения или сверстниками и «вертикальным» – между родителями и детьми, представителями различных поколений [3; с. 213–236].

    Можно выделить три группы факторов, влияющих на поведение коммуникатора и реципиента: структура личности, структура социальных отношений и структура коммуникативных зависимостей. Отражая изменения в окружающей среде, коммуникативные средства влияют тем самым на сознание и поведение воспринимающих информацию людей. В свою очередь эти изменения в сознании и поведении отражаются в сообщениях каналов коммуникации. Таким образом, через передачу информации осуществляется «обратная связь» между средствами коммуникации и аудиторией.

    Коммуникативный процесс – это процесс взаимодействия между различными субъектами коммуникаций, при котором осуществляется обмен информацией. Коммуникативный процесс включает в себя определенные элементы (компоненты), происходящие на определенных этапах формирования, передачи, приема, расшифровки и использования информации в обоих направлениях при взаимодействии коммуникантов. Процесс обмена информации начинается с её формирования. Например, для подготовки сообщения необходимо сконструировать определенный образ, выгодно отличающийся от подобных. В зависимости от характеристик получателей. Воплощение этого образа начинается с наполнения формы содержанием, которое должно включать в себя как очевидные (реальные) сведения, так и символические (образные), помогающие придать вещи социальную ценность [4].

    Существует три базовых компонента элемента коммуникативного процесса, взаимодействующих между собой: 1) отправитель – субъект, генерирующий идею или собирающий информацию и передающий ее; 2) канал – средство передачи информации (устная и письменная передачи, совещания, телефонные переговоры, отчеты, электронная почта, компьютерные сети); 3) получатель (адресат) – субъект, которому предназначена информация и который интерпретирует её.

    Согласно данной схеме субъект-адресант посредством выбранного средства (канала) коммуникации отправляет свое сообщение субъекту-адресату. Субъект коммуникаций является как отправителем, так и получателем сообщения (информации), в связи с чем осуществляется двусторонняя коммуникация. Объект (сообщение) заключен внутри средства коммуникации и может подвергнуться дальнейшей обработке, либо остаться на хранение. Получатель сообщения может ответить на сообщение по аналогичному каналу связи, однако может получить отказ в доступе к отправителю. В этом случае коммуникация является косвенной, и будет зависеть от многих условий, от него не зависящих.

    Использование различных приемов поддержания коммуникативного процесса и факторов, способствующих воздействию средств массовой коммуникации на индивидов и социальные группы, позволяет коммуниканту манипулировать процессом обмена информации в определенном направлении и добиться поставленных им целей.

    Прохождение информации по элементам коммуникативной системы имеет свою особенность. В системе (модели) коммуникативного процесса выделяют несколько элементов: кодирование, передача сигнала, канал (передаточный механизм), приём и декодирование, обратная связь, помехи и барьеры.

    Отправитель преобразовывает сообщение в оптимальную форму сигнала по определенному каналу коммуникации. Форма сигнала выбирается коммуникантом в зависимости от всех элементов коммуникативной системы.

    Средства коммуникации (канал) является главным механизмом в осуществлении коммуникативного процесса от коммуникатора к реципиенту: устное обращение, телефонная и мультимедийная (интерактивная), это и собрания, митинги, шествия, это и уличная, и любая другая реклама, посредством которой рекламодатель общается с аудиторией и др.

    Важным фактором, блокирующим передачи и сообщения, являются барьеры и помехи. Например, барьер в общении может возникнуть у носителей разных языков, а при передаче радиосигнала – радиопомехи. Также в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между сотрудниками разных уровней, или желание слышать только желаемое. Помехой могут быть отвлечения, неправильная интерпретация полученной информации, семантические ошибки (придание различных значений одним и тем же словам).

    Чтобы удостовериться в полной передаче сообщения (его целостности) и правильности ее интерпретации (расшифровке) реципиентом включается канал обратной связи. Это может быть, например, краткий пересказ услышанного, подтверждение, азбука Морзе, ответ на вопрос и пр.

    Коммуникативная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникативном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Причем рассматриваются не индивиды как таковые, а коммуникативные отношения между ними. Коммуникативная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя и более индивидами, концентрируется на выработанных в группах образцах этих потоков. А не на том, удалось ли передать значение или смысл послания [4].

    Коммуникативные каналы объединяются в сети, связывающие субъектов коммуникации и структуры в единое целое. Они объединяют в себе формальные и неформальные коммуникативные каналы, как дублирующие, так и дополняющие друг друга.

    Можно выделить три вида коммуникативных сетей:

    – открытые, где движение информации или команды может быть остановлено, т.к. попадает в тупик (к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала). Движение сообщения может встретить препятствие в виде посредника или контролера, который останавливает, искажает, направляет в другую сторону, и которого нельзя обойти;

    – замкнутые, где тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены;

    – комбинированные сети, сочетающие в себе оба принципа построения и присущие крупным многоуровневым структурам.

    Для определения эффективности коммуникации необходимо более обстоятельно рассмотреть каждый из видов сетей, их преимущества и недостатки.

    Наиболее простым видом открытой коммуникативной сети является линейная, называемая «змеей» (рис. 1), Важными компонентами в этой сети являются элементы А и Б, свободно взаимодействующие между собой. Элемент В может выполнять роль не только посредника коммуникаций, но и контролировать их. Такая сеть соединяет субъектов одного уровня управления, имея чаще всего неформальный характер, или является элементом более сложной сети [5].

    Рис. 1. «Змея»

    Если число звеньев, принадлежащих к нижнему уровню иерархии управленческой структуры, не выходит за пределы диапазона контроля, наиболее подходящей для нее является коммуникационная сеть, называемая «звездой» (рис. 2). Данный тип сети позволяет оперативно получать информацию, концентрировать ее в центральном звене А и быстро распространить исполнителям Б, В, Г. Звену А легче контролировать весь коммуникативный процесс, поскольку при взаимодействии отсутствуют посредники и неформальные каналы, что предопределяет появление различного рода «помех». Однако для крупных социальных структур такая коммуникативная сеть непригодна. Центральное звено А не в состоянии охватить всех участников коммуникативной сети. В этом случае появляются посредники (помощники) Б, конкретизирующий команды и распределяющий информацию между исполнителями В, Г, Д. Являясь представителем среднего уровня управления и играя вторые роли, на деле он получает огромную власть, так как контролирует информацию и может навязывать свою волю первому лицу. Такая сеть получила название «шпора» (рис. 3).

               Рис. 2. «Звезда»                   Рис. 3. «Шпора»

    В сетях типа звезда и шпора число коммуникативных каналов, сходящихся к центральному элементу, на практике может расти и в конце концов превысить возможности отдельного человека их контролировать. Это ограничивает естественный рост (развитие) управленческих структур.

    Поэтому для крупных многопрофильных функциональных структур свойственны иные коммуникативные сети, например, «тент» (рис. 4) и его модификации – «палатка» (рис. 5) и «дом» (рис. 6), суть которых состоит в официальном допущении наряду с вертикальными горизонтальных коммуникативных каналов, посредством которых подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что позволяет руководству не отвлекаться на них и сосредоточиться на главном.

         Рис. 4. «Тент»               Рис. 5. «Палатка»            Рис. 6. «Дом»

    В «палатке» допускается один уровень горизонтальной коммуникации - между вторыми лицами; в «доме» же такие каналы возможны на всех уровнях управленческой структуры, что придает ему характер замкнутой сети. Однако вследствие относительно свободного пользования коммуникативными каналами могут возникнуть определенные целенаправленные деформации, с помощью которых отдельные субъекты управленческой структуры могут быть сначала выключены из системы коммуникаций, а затем удалены из нее [6; с. 230–246].

    Например, субъект Д направляет информацию для А посредством участников Б и Г, минуя В, который должен передавать в соответствии с формальными предписаниями. Через определенное время можно будет доказать принципиальную ненужность В и возможность его исключения из управленческой структуры.

    В целом открытые коммуникативные структуры присущи бюрократическим структурам, где имеет место жесткое подчинение одних звеньев другим и преобладают формальные связи. Однако в рамках таких групп могут существовать и гибкие структуры – консультационные и совещательные (комитеты, комиссии, специальные творческие группы), которые основаны преимущественно на неформальных или полуформальных внутренних связях и принципах самоуправления. Коммуникации здесь осуществляются посредством замкнутых сетей, в которых посредники [6; с. 230–246].

    Основой замкнутых сетей является сеть типа «круг» (рис. 7)

    В крупных группах он может быть сложным, включающим дополнительные коммуникативные каналы, связывающие всех со всеми. «Круг» характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом. Он помогает объединять людей, облегчать обмен информацией и идеями, стимулирует творческие процессы.

    В крупных структурах творческие группы могут быть связаны друг с другом, и тогда коммуникативная структура принимает вид «сот» (рис. 8). Это – сеть комбинированная, представляет собой единство открытой «змеи» и замкнутого «колеса» или «круга». Процесс коммуникаций имеет уже здесь свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров [5]. Эти тупики при необходимости можно преодолеть замыканием самой «змеи» с использованием принципа «соединительного звена».

           Рис. 7. «Круг»                                              Рис. 8. «Соты»

    Достоинства данных моделей:

    – полная ответственность сотрудников за проделанную работу;

    – четкость и оперативность в работе персонала;

    – руководство прислушивается к просьбам и пожеланиям своих сотрудников;

    – подчиненные видят в своих начальниках не только приказывающих руководителей, но и просто людей. Это говорит о том, что неформальные отношения в данной организации развиты на все 100%.

    Недостатками и путями их решения в группах являются:

    – объём операций растет медленно из-за острой конкуренции со стороны других групп;

    – нехватка операционных площадей, из-за чего нет возможности расширения объёма операций.

    Рассмотрев достоинства и недостатки подобной организации можно сделать вывод о том, что она двигается в правильном направлении. Если и дальше руководитель будет организовывать эффективную передачу формальной и не формальной коммуникаций, то дальнейший успех данной организации просто обеспечен.

    Функция коммуникации также важна для субъектов, как и функции планирования, организации, мотивации контроля. Поэтому совершенствование каждого участника позволит любой группе успешно осуществлять свою деятельность.

    Неэффективные коммуникации – одна из главных сфер возникновения проблем. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и группы, необходимо стараться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и развиваться во всех направлениях деятельности группы.

    Эффективно работающие лидеры – эффективны в коммуникациях, они представляют суть коммуникативного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Коммуникативный процесс в той степени, в какой он развит, повышает гибкость и саморегуляционные возможности группы. Развитие коммуникативных процессов в сети стимулируется техническим прогрессом и использованием передовых технологий.

     

    Список литературы

    [1] Богданов, Д.В. Социально-коммуникативная сфера общества: монография / Д.В. Богданов. – Н. Новгород: Изд-во «ВГАВТ», 2013. – 117 с.

    [2] Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. / С.А. Зелинский. – СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2008. – 280 с.

    [3] Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

    [4] Роджерс Э. Коммуникации в организациях / Э. Роджерс, Р. Агарвала-Роджерс; пер. с англ. – М.: Дека, 1989. – 276 с.

    [5] Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2001. – 656 с.

    [6] Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М.: МИБиУ, 1997. – 384 с.

    Organizational structure and kinds of social communication networks

    D.V. Bogdanov, Ph.D.

    The article investigates the question of delimitation of the structures of communication networks in today's society. Highlights the main components of social and communicative network: subject, object, tools. The influence of modern management system for communication processes and its effectiveness.

    Keywords: communication, social networks, structure, form, society, information, organization.


    Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2021