Меню сайта

Импульсаризм - взрыв эмоций

+ Компания Брионика - бесплатное тестирование продукции из мхов, лишайников, накипей, почвопокровных растений (композиции, деревья из цетрарии, лексредства, аромабазы и др.)
+ Компания Уникус - производство уникальных материалов для ремонта, реставрации и хенд мейда (творчества). Заказ: unikadima@ya.ru Сайт "Уникус": http://unikadima.narod2.ru/

Корригирующая продукция: корсеты, корсажи, фиксажи и пр. Корректор осанки - 110 руб., гелевые стельки и подпяточники - 130 руб.,
бандажи и суппорты от 35 руб. за пару.

Галерея-магазин уникальных товаров и сам магазин.
http://dimetriy.jimdo.com/ (магазин-галерея) и сам магазин "Уникус" -
 
unikus.sellse.ru
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
  • Уникус – разработки и материалы
  • Научение – для науки и учения
  • Официальный блог
  • VK-Клуб Импульсаризм
  • Форум всех ресурсов
  • VIP-Форум Морс
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика

    Суббота, 20.04.2024, 10:24ГлавнаяРегистрацияВход

    Импульсаризм / Impulsarizm

    Приветствую Вас Гость | RSS

    Диметрическая коррекция зрения

    Форум  |  Блoг

    УДК 808.2

    Д.В. Богданов. Традиции и новаторство в издательской деятельности М. Горького (Знание, Парус, Всемирная литература, Academia) // В сборнике: Максим Горький в культуре XX-XXI вв. Материалы XXXIX Международной научной конференции.. Нижний Новгород, 2020. С. 115-120.

    Традиции и новаторство в издательской деятельности М. Горького (Знание, Парус, Всемирная литература, Academia)

    Поступила в редакцию, ©2020 г.

    Аннотация. В переломный для России период великих потрясений и смены общественно-политического режима проявляется талант Максима Горького не только как великого писателя, но и как талантливого редактора и издателя. Горький является редактором ведущих издательств, создателем и идеологом многих творческих объединений, серий, приложений, рубрик; он продвигает литературу в массы, защищает от опалы именитых писателей, открывает читателям новые имена и стили, популяризует новые стили.

    Ключевые слова: Максим Горький, издательство, редактор, Знание, Парус, Всемирная литература, академия.

    Переломный момент в литературе начала XX века характеризуется влиянием кардинальных изменений в общественной жизни и государственном устройстве страны. Гражданская и Первая мировая войны, неопределенность положения, религиозные и нравственные ценности, внутреннее смятение человека, – эти и другие проблемы волновали писателей данного периода. Вводятся новые стили и приемы, происходит сочетание модернизма и реализма, появляется массовая литература, которая не отличается высокой художественной ценностью, но понятна и поддерживаема среди населения.

    Именно в этот не простой для страны период М. Горький становится «рупором», распространяющим новые веяния в культуре, талант которого проявился не только как писателя, но также как издателя и редактора. За плечами Горького находятся не только тексты, но и целые культурные институции: издательства, альманахи, сериальные выпуски, журналы, газеты, даже Литературный институт. Особый интерес вызывает работа Горького в товариществах-издательствах, вклад которых в развитие литературы того периода огромен. М. Горький стоял в основании трех издательств – «Знание», «Парус», «Всемирная литература», входил в редакционный совет издательства «Academia» (1921–1937), «Издательства писателей в Ленинграде» (1927–1934). Для доступности книг малограмотному населению Горький добился издания общенародных серий и приложений: «Дешевая библиотека» (изд-во «Знание») и «Народная серия» (изд-во «Всемирная литература») и др. В данных издательствах проявился и талант редактора Горького, где он отрецензировал и отредактировал сотни рукописей начинающих и даже маститых авторов.

    Свою издательскую деятельность М. Горький начал с организованного К.П. Пятницким петербургского издательства «Знание» (паевое издательство, 1898–1913 гг.), специализировавшееся на отечественной и переводной научно-популярной литературе. С сентября 1900 года Горький равноправный участник, здесь публикуются его сборники очерков и рассказов [1, с. 25–34]. Здесь же назревают и первые конфликты Горького: его предложение выпускать книги по философии, искусству, социологии, экономике, а также «Дешевую серию» для народа, не получило поддержки. При инициировании Горьким публикации произведений новых писателей-реалистов, что не соответствовало идее издательства, произошел уже серьезный конфликт в редакции, в результате которого издательство стали покидать члены-основатели. И с 1902 года из руководства осталось 2 человека: Горький стал идейным руководителем, Пятницкий взял на себя организационную и техническую работу. Под руководством молодого Горького, влюбленного в литературу, ценившего и поддерживающего других писателей, «Знание» почти целиком переключилось на издание беллетристики, объединившей преимущественно писателей-реалистов. Просматривая рукописи, Горький отбирал лучшие в идейном и художественном отношении произведения, вывив на сцену и сделав известными многих молодых писателей. «Знание» выпускало сочинения М. Горького, Л.Н. Андреева, И.А Бунина, А.И. Куприна, Н.Г. Гарина-Михайловского, А.С. Серафимовича, С.Г. Скитальца, Н.Д. Телешова, Е.Н. Чирикова и других, а также классиков античной и западно-европейской литературы, научно-популярные книги по искусству и культуре.

    «Знание» задает высокий темп издания, обогнав многие крупные частные издательства Петербурга и Москвы. М. Горький совершил переворот в оплате писательского труда. Издательство ввело в практику не виданные до этого ежемесячные авансы в счет гонорара и выплачивало автору почти весь доход от продажи его книг, чего не было ни в одном частном издательстве того времени. Писатели оказывались как бы «в штате» издательства, получая ежемесячно своеобразную «заработную плату», оказывалась иная поддержка писателей, в чем усматривались зачатки будущего Союза писателей.

    Благодаря Горькому были частично выкуплены права на все произведения А.П. Чехова у издателя А.Ф. Маркса, которому тот продал все свои произведения. Впервые в истории российского книгоиздания «Знание» обеспечило русским писателям гонорары от зарубежных издательств и театров. С 1905 года по инициативе Горького за границей возникло специальное книгоиздательство русских авторов.

    Начало XX века – это расцвет альманахов и коллективных сборников – основного инструмента для «групповых» выступлений писателей различных «школ» и течений. В 1904 году Горький выпускает первый «Сборник товарищества «Знание»» (1904–1913 гг.), где тиражами несколько тысяч экземпляров издавались коллективные сборники писателей-реалистов. В 1905 году Горький воплощает мечту по «демократизации» книги. Он создает серию «Дешевая библиотека» (1906–1908 гг.), в беллетристический цикл которой включено 156 произведений тринадцати писателей: Горького, Куприна, Бунина, Серафимовича и др. Однако в серии «Дешевая библиотека» впервые проявляется идеологическая подоплека – создается отдел марксистской литературы во главе со специальной редакционной комиссией (В.И. Ленин, А.В. Луначарский, В.В. Воровский, Л.Б. Красин) для отбора книг для народа. Также выпускаются политические брошюры и приложения [2, с. 34–42].

    После неудачи первой русской революции в марте 1906 года Горький покидает Россию, став на семь лет политическим эмигрантом, перестав активно заниматься издательской деятельностью, кроме редактирования и отбора произведений. Это привело к закату издательства. Подорванная репутация революционной идеи привело к расцвету так называемой потребительской литературы. Например, самым популярным произведением этого периода стал скандальный роман эротического содержания «Санин» Михаила Арцыбашева, изданный в 1907 г.

    В 1906 году в редакцию конкурирующего издательства «Шиповник», издающее собственные альманахи с более высокими гонорарами признанным авторам, переманивается Леонид Андреев. Одновременно «Московское книгоиздательство», выпускавшее сборник «Земля», пригласило редактором Ивана Бунина. Находясь в Италии, Горький углубился в собственное творчество и утратил к издательству прежний интерес. В этот период из издательства ушли многие талантливые авторы Куприн, Серафимович, Вересаев и др. В итоге в 1912 году Горький сам вышел из товарищества, и при возвращении в Россию в 1913 году «Знание» прекратило свое существование [2, с. 34–42]. Для продолжения традиций «Знания» Максим Горький предпринял шаги для организации нового универсального издательства. И в разгар Первой мировой войны, весной 1915 года, в Петрограде при поддержке опытных издателей А.Н. Тихонова и И.П. Ладыжникова было основано новое издательство – Торговый дом А.Н. Тихонова и К°. Книгоиздательство «Парус» (1915–1918). М. Горький не включал своего имени в список редколлегии, чтобы не привлекать внимание надзорных органов. Редакция находилась в квартире, в кабинете которой Горький встречался с авторами, среди которых были как известные писатели – М.М. Пришвин, В.Я. Брюсов, А.Н. Толстой, А.П. Чапыгин, так и молодые – С.А. Есенин, Л.М. Рейснер, В.Б. Шкловский [3, с. 45–56; 4, с. 130–136].

    М. Горький активно принимал участие в работе любимого издательства, именно здесь проявился его талант издателя и редактора больше всего. Он сам выбирал авторов и намечал тематику книг и сборников. Редакционный отдел издательства охватывал различные сферы культуры и науки: философии, социологии, политики, этики. В середине 1917 года В.И. Лениным была напечатана брошюра «Империализм как новейший этап капитализма (Популярный очерк)» тиражом несколько тысяч экземпляров с измененным логотипом.

    Сразу же после создания «Паруса» Горький при поддержке В.Я. Брюсова занялся подготовкой сборников произведений национальных литератур, стремясь объединить в издательстве пролетарских писателей, выпустив три сборника: армянских, финских и латышских авторов. Помимо сборников в издательстве выходил антивоенный гуманистический журнал «Летопись» (1915–1917 гг.). Также публиковались отдельными книгами произведения русских и зарубежных авторов. Горький содействовал публикации произведений молодого В.В. Маяковского (сборник «Простое как мычание», поэму «Война и мир»), откорректировав и заменив некоторые его произведения.

    В издательстве «Парус» выходили книги для детей, для работы над которыми были привлечены А.Н. Бенуа, К.И. Чуковский А.Н. Толстой, А. Чёрный, В.Я. Брюсов. Детская книга преследовала цели эстетического, нравственного и гражданского воспитания. Горький выпускает проиллюстрированный лучшими графиками того времени сборник детских произведений «Ёлка», в котором выступает как редактором, так и автором (рассказы и сказки «Самовар», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой»).

    В 1918 году в большей степени из-за больших материальных трудностей (редакционные и типографские расходы, удорожание бумаги, почтовых отправлений и пр.) практически свели на нет деятельность издательства.

    В 1918 году по инициативе и при участии М. Горького Наркомпросом РСФСР (Народный комиссариат Просвещения РСФСР) было создано издательство «Всемирная литература» (1918–1928 гг.). В.И. Ленин рад был возвращению М. Горького в ряды большевистской партии для строительства культуры [5, с. 175–193].

    Подготовку изданий осуществляли три редакционных коллегии – Западного отдела, Восточного отдела, Поэтическая коллегия в состав которых в разное время входили М. Горький, А. Блок, К. Чуковский, И.Ю. Крачковский и др. [6, с. 668–703]. При издательстве с 1919 года работала «Студия художественного перевода». Впоследствии Горький под своей редакцией добился издания произведений классиков русской литературы, в то время как это право в течение пяти лет имел Литературно-издательский отдел Наркомпроса.

    С этой целью было намечено издание трёх «ведущих» серий: 1. «Основная серия» предназначалась для достаточно подготовленного читателя и в целом составила бы систематически подобранную библиотеку, способную служить не только для чтения, но и как пособие по изучению мировой литературы. В дальнейшем план этой серии был частично осуществлён издательством «Academia». 2. «Народная серия» предназначалась для массового читателя и включала основные произведения мировой и отечественной литературы: исторические, авантюрные, юмористические. 3. Серия «Новости иностранной литературы» включала произведения зарубежных писателей, информацию о культурной, научной, литературной жизни за рубежом. В дополнение к этой серии в 1922 году издавались журналы «Современный запад» и «Восток».

    Также книги выходили в сериях «Детская литература», «Библиотека мировой классики», «Культура Востока». Все издания намечалось сопровождать обширным вспомогательным материалом – вступительными очерками, историко-литературными примечаниями, библиографическими справками и комментариями [5, с. 175–193]. Однако не все задумки редакции были воплощены в жизнь. Сложная экономическая и организационная ситуация в стране после революций 1917 года сократили планы выпуска. За 1918–1924 годы было выпущено примерно 200 книг. В 1924 году издательство «Всемирная литература» была присоединена к Ленгизу, где до 1928 года работало в автономных условиях.

    Всего пятнадцать лет (1922–1937) выходили книги издательства «Academia», единственного в ту пору на всю державу называвшегося по латыни учреждения в честь первого выхода собрания сочинения Платона, основателя школы в местечке Академия под Афинами. В основе издательства лежали особые эстетические задачи, которые в эпоху запретов и табу открывали читателям подлинные ценности национальной, общечеловеческой культуры. Издательство зарегистрировано в 1921 г., в 1923 г. передано Государственному институту истории искусств с сохранившимися автономными правами. Издательство возглавлялось А.А. Кроленко (1921–1929 гг.), И.И. Ионовым, (до 1932 г.) Л.Б. Каменевым (до его ареста в период бушевавшего большого террора 1934 г.), Я.Д. Янсоном (арестованным в 1937), после этого слилось с Гослитиздатом [7, с. 8–24].

    В этот период выпускались книги по истории и теории литературы и искусства; с 1927 года началась серия «Сокровища мировой литературы», далее «Классики мировой литературы», «Театральные мемуары». Издания традиционно сопровождались вступительными статьями, научными комментариями.

    В редакционный совет входили писатели, историки, философы и литературоведы. А.М. Горький был председателем редакционного совета, отчего среди некоторых писателей завистливо язвили, что Горький пишет роман «Отец», указывая на это поддержку властной структуры страны. Но это было не баловство, как указывают многие исследователи [7, с. 36]. Горький был знаковой фигурой в стране, пользовавшейся авторитетом даже далеко за пределами страны, как мастера слога, знающего интересы не только кремлевского аппарата, но и массового читателя, художественные и публицистические произведения. Произведения, отобранные М. Горьким, являлись гарантом того, что в непростой для издательств и авторов период проверок и цензуры, книги могли попасть на прилавки центральных книготорговых объединений [8, с. 82–90]. В 1937 году, через год после смерти Горького, издательство было закрыто, передав подготовленные к печати проекты издательству «Художественная литература» (выпуская подготовленные, но не выпущенные произведения с пометкой «подготовлено к печати издательством «Academia»).

    М. Горький активно принимал участие в организации советского издательского дела с первых же дней революции: был в переписке со своими издательствами, оценивал их деятельность, давал ценные советы по тематике сборников, занимался отбором редакционных комитетов. Наиболее полно талант издателя Горького раскрылся при возвращении его из-за границы.

    По инициативе Горького в 1932 г. создается серия «История молодого человека XIX века», которая должна была содействовать воспитанию нового поколения молодежи. В 30-е годы Горький поднимает тему патриотизма в связи с начинавшейся агрессией фашиствующей Германии на Африканском континенте. В этот же период появляется посвященная героическому труду рабочего класса серия «История фабрик и заводов», которая была задумана Горьким как коллективное произведение писателей и рабочих, например, «История Ижорского завода», «История Путиловского завода».

    В «Издательстве писателей в Ленинграде» (образовано в 1927 г.), по инициативе М. Горького, в редакционный комитет которого недолгое время он входил, с 1933 начали издавать книги с произведениями авторов прошлых веков из серии «Библиотеки поэта». По замыслу М. Горького серия должна была познакомить молодежь с историей русской поэзии (Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Державина), что сыграло большую роль в культурной жизни новой страны. С 1933 г. Горьким выпускается возобновленной выпуск знаменитой серии, издававшейся Ф.Ф. Павленковым в конце XIX в. (выходит по настоящее время), «Жизнь замечательных людей» – книги о Генрихе Гейне, Кулибине, Леонардо да Винчи, Суворове, Фрунзе, Наполеоне, Миклухо-Маклае, Амундсене и многих других, в редактировании которых принимали участие видные ученые, журналисты, писатели.

    Подводя итог, можно сделать вывод, что писатели и поэты этого периода находились в ожидании новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни, что повлияло на их творчество. Большое влияние на развитие литературного процесса оказало авторитарное вмешательство новой власти, отчего некоторые писатели стали поддерживать власть, иные встали на диссидентский путь, публикуя свои произведения в эмиграции.

    Несмотря на стремление власти влиять на весь литературный процесс, выстраивая ту линию, которая бы соответствовала их идеологическим принципам, М. Горький был, с одной стороны, гибким, ублажая партийное руководство, с другой был жестким и непоколебимым писателем, поддерживая литературу и защищая талантливых опальных авторов и их произведения. М. Горький в речи на Первом Всесоюзном съезде советских писателей говорил: «Книга, есть главнейшее и могущественное орудие социалистической культуры».

    При образовании Наркомпроса (Народного комиссариата просвещения) Горького настойчиво просили: 1) не связывать себя одновременно с несколькими издательствами, периодическими и сериальными изданиями; 2) приглашать только одобренных Комиссариатом редакторов и комментаторов; 3) предварительно рецензировать Комиссариатом предисловия и комментарии. Это было сделано для того, чтобы не допустить спекуляций именем Горького для реализации своих целей редакциями. Указание издательствами М. Горького в числе редакционной коллегии книг и сборников разных жанров и видов происходило даже после смерти М. Горького [9].

    М. Горький в статье «Что должен знать наш массовый читатель» (1933) выделял главную мысль по воспитанию человека нового формата, ставил основной целью – продвижение книги в народ, добившись того, что Советский Союз стал самым читающим государством в мире. Выходящие под руководством М. Горького сборники были яркими, популярным и предназначались преимущественно для массового читателя. Горький стремился, чтобы молодежь была развита многогранно, знакомясь как с произведениями отечественных и мировых классиков, так и с актуальными произведениями современных писателей, публицистическими творениями простых советских людей.

    Список литературы:

    1. Волков, А.А. Максим Горький и литературное движение конца XIX и начала XX веков. – М.: Советский писатель, 1954. – 492 с.

    2. Голубева, О.Д. Горький-издатель. – М.: Книга, 1968. – 128 с.

    3. Басинский, П.В. Страсти по Максиму (Документальный роман о Горьком). – М.: Роман-газета, 2007. – 78 с.

    4. Никитин, Е.Н. «Парус» – антивоенный издательский проект М. Горького // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – № 3 (11) 2016. – С. 130–136.

    5. Шомракова, И.А. Книгоиздательство «Всемирная литература» (1918–1924) // в сб. «Книга. Исследования и материалы», вып.14. – М.: Книга, 1967. – С. 175–193.

    6. Хлебников, Л.М. Из истории горьковских издательств: «Всемирная литература» и издательство З.И. Гржебина» // Литературное наследство, 1971. – Т. 80. – С. 668–703.

    7. Крылов, В.В. Издательство «Academia»: люди и книги, 1921–1938–1991 / В.В. Крылов, Е.В. Кичатова; под общ. ред. В.А. Попова. – М.: Academia, 2004. – 322 с.

    8. Ниж.архив: ф. Р-3621, оп. 1, д. 1, 368 л. (Дело по чистке госаппарата КОГИЗа).

    9. Ниж.архив: ф. Р-3622, оп. 2, д. 1, 309 л. (Приказы по Горьковскому отделению КОГИЗа за 1937–1938 гг.).

    Traditions and novation in the Publishing Activities of M. Gorky (The Znanie / Knowledge, The Parus / Sail, The World Literature, The Academia)

    Annotation. In the period of great upheavals for Russia and a change in the socio-political regime, the talent of Maxim Gorky manifests itself not only as a great writer, but also as a talented editor and publisher. Gorky is the editor of leading publishing houses, the creator and ideologist of many creative associations, series, applications, headings; he promotes literature to the masses, protects famous writers from the onslaught, opens new names and styles to readers, popularizes new styles.

    Keywords: Maxim Gorky, publishing house, editor, Knowledge, Sail / Parus, World literature, academy.


    Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024